На главную e-mail Карта сайта
Мы в vkМы в Yandex dzenМы на YoutubeМы в телеграме

Галина Елисеева

генеральный директор
Выбирая профессию бизнес-тренера, новички чаще всего задаются вопросом: «насколько это мое? Смогу ли я стать успешным и реализовать себя в этой работе?». Чтобы получить для себя верный ответ … подробнее
Партнеская программа Центра «ТренерПРОФИ»
Бизнес-тренинги и семинары для руководителей




Коучинг возможностей

Коучинг возможностей: Золотой Будда в каждом из нас.

Автор статьи - Тримаскина Ирина, бизнес-тренер, коуч, ведущий тренер-консультант Центра подготовки бизнес-тренеров «ТренерПРОФИ»; автор книги «Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности».

Коучинг как вид консультирования появился в России недавно – чуть более десяти лет тому назад. И с тех пор степень его популярности и востребованности стабильно растет. Самая большая сложность, с которой сталкиваются коучи, - коротко (в двух словах или в рамках статьи), внятно объяснить, что же это за зверь такой – коучинг…

Постараюсь справиться с этой действительно нелегкой задачей.

Что же это за явление, в чем его эффективность? Начну с притчи.

В Бангкоке есть храм, в котором находится знаменитый Золотой Будда. Это сияющая статуя из чистого золота высотой более двух метров. Но она не всегда выглядела так, как сейчас. Много лет назад статуя была полностью скрыта под гипсом. Ее истинный облик обнаружился только потому, что один монах заметил, что кое-где гипс стал крошиться, и предложил реставрировать статую. Когда монахи стали внимательно разглядывать те места, где обвалился гипс, они заметили под ним что-то желтое и блестящее. Дальнейшие исследования показали: монахам принадлежит не обычная статуя Будды, не представляющая особой ценности, а статуя из чистого золота. Говорят, что много лет назад буддистские монахи замаскировали драгоценную статую тонким слоем гипса, чтобы защитить ее от грабителей. Так Золотой Будда вернул себе изначальный облик. И если приглядеться к нему повнимательнее, то можно заметить на безмятежном и величественном лице Будды полную блаженства улыбку. Улыбку человека, который много лет хранил свою прекрасную тайну.

Эта история является метафорической иллюстрацией философии коучинга, который говорит о том, что все ответы на самые важные вопросы уже есть у человека, они – внутри него. Люди часто думают, что они не знают ответов на свои вопросы, полагая, что кто-то другой - эксперт, специалист - может их дать. Очень уж велик соблазн приобрести готовый рецепт решения задачи вместо того, чтобы самим искать решение. К сожалению, не бывает универсальных рецептов, в равной степени эффективных для всех. Никто, кроме самого человека, не может принять наиболее верное и оптимальное именно для него решение. По сути, речь идет о личной ответственности за решения и, как следствие, действия. А из поступков, как известно, складывается вся жизнь. Человек сам является творцом своей судьбы. Он может все, если для него это действительно важно. Именно вера в неограниченные возможности человека является одним из краеугольных камней коучинга. Необходимо только извлечь из себя эти важные ответы, сложив из них узор изменений, в виде последовательного и системного плана.

Итак, философия коучинга базируется на трех «китах»:

  1. Ответственность за свой жизненный выбор

  2. Осознанность как основа для качественных жизненных изменений

  3. Вера в безграничные возможности человека, который способен осуществить самые смелые и дерзкие мечты

Предвижу возражение читателя: на этих принципах базируется гуманистическая психология. Да, действительно. Коучинг – это «коктейль», состоящий из нескольких составляющих. Одним из «ингредиентов» является гуманистическая психология (продолжу психологический ряд: тренинги личностного роста, психотерапия). И именно из этих областей заимствуется коучингом стиль работы с клиентом, который можно назвать «помогающими отношениями», поскольку они дают возможность развивать других людей. Для таких отношений характерно:

    • Принятие клиента таким, какой он есть

    • Отсутствие оценки мыслей, поступков клиента консультантом

    • Стремление понять мышление и точку зрения клиента

Также из гуманистической психологии заимствована конечная цель работы с клиентом: "Быть тем, кем ты есть на самом деле". Коуч помогает, по сути, человеку соприкоснуться со своим подлинным "Я", найти ответ на вопрос: «Как мне стать самим собой?"

Хорошо, это то, что объединяет коучинг и психологические направления. А что же отличает? В чем принципиальная разница подходов? Прежде всего - в векторе направления работы с клиентом. Коуч работает с пространством будущего – устремлениями и целями. Таким образом, коучинг сосредоточен в области целеполагания. Девиз работы - достижение. Да, он помогает раскрыть человеку свой потенциал, но не вообще, а в частности – реализуя возможности клиента через достижение его конкретных целей. Таким образом, реализация клиента происходит по принципу: от частного (определенной задачи) к общему (восприятию себя как уникальная личность).

В психотерапии клиент приходит с проблемой, и чтобы ее решить, консультант работает с пространством прошлого - событиями, которые привели человека к этой проблеме. Девиз работы – избавление.

Другим значимым «ингредиентом» коучинга является менеджмент. И в коучинге, и в менеджменте речь идет об управлении целями. Чтобы достичь цели, необходимо проанализировать оптимальные способы ее достижении, спланировать конкретные шаги, чтобы впоследствии максимально эффективно организовать процесс реализации. Чтобы не отклоняться от курса, нужно контролировать. Чем не менеджерские функции? Однако при всем сходстве есть и отличия. Менеджмент в бОльшей степени работает с бизнес-показателями. Люди, даже самые талантливые, являются очень важными, но всего лишь ресурсами для решения задач компании. В коучинге цель неразрывно связана с ее носителем – живым человеком из крови и плоти. Именно человеческие особенности – конкретный опыт, ценности, качества личности - влияют, формируют цели клиента и способы достижения. Личность – главная планета Солнечной системы коуч-консультирования.

Таковы принципиальные отличия коучинга от схожих направлений. Надеюсь, что читателю после краткого сравнительного анализа стала более понятна специфика коучинга как метода. Но почему коучинг называется именно так?

"Coaching" - тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзамену или состязаниям". (Англо-русский словарь Мюллера В.К.)

До того, как коучинг сформировался как отдельное направление консультирования, слово coach обозначало спортивного тренера. Так вот, задача коуч-консультанта, так же как и спортивного тренера, заключается в том, чтобы помогать и вдохновлять своего подопечного полностью раскрыть свой внутренний потенциал и прийти к победе (над внешними обстоятельствами или самим собой).

Таким образом, коучинг – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей.

Основная задача коучинга: не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе работы над собой и достижения целей человек смог сам находить и получать необходимые знания.

Некоторые клиенты, приходя к коучу, могут более четко сформулировать свои задачи, другие - в меньшей степени представляют себе, чего они хотят. Но их объединяет одно: желание изменить свою жизнь к лучшему.

Какие конкретные задачи можно решить с помощью коучинга?

  • Профессиональный рост и продвижение по карьерной лестнице

  • Открытие и продвижение нового бизнеса или бизнес-направления (start-up)

  • Управление своим временем и делегирование полномочий

  • Межличностная коммуникация

  • Взаимоотношения с близкими и дорогими людьми

  • Самопрезентация и публичные выступления

  • Успешное ведение переговоров с деловыми партнерами

  • Лидерство и построение своей команды

Независимо от характера задачи, по большому счету, работа коуча сводится к трем ключевым моментам:

  1. Помочь клиенту найти ответ на вопрос «Чего я действительно хочу?». Главная задача коуча на этом этапе: помочь клиенту сформулировать свои мечты, желания и побуждения, осознать свое предназначение. По сути, речь идет о создании проекта желаемого будущего.

  2. Стимулировать его (клиента) поисковую активность в поиске путей реализации желаемого: «Как достичь цели оптимальным способом?» Главная задача коуча на этом этапе: помочь клиенту спланировать конкретные пошаговые действия, которые он будет совершать для достижения цели. Важным моментом является также рассмотрение факторов, препятствующих достижению цели. Это могут быть как внешние обстоятельства, так и внутренние: убеждения клиента, личностные качества, негативный опыт.

  3. Поддерживать, сопровождать клиента в процессе достижения его цели. Главная задача коуча на этом этапе: помочь клиенту достичь желаемого результата, не допуская отклонения от выбранного направления и поддерживая ориентацию на поставленные задачи.

Работая с коучем, клиент должен быть готов услышать от него не всегда комфортные, «удобные» вопросы, предлагающие заглянуть в себя, направленные на развитие творческого мышления и выработку нестандартных решений. При помощи эффективных вопросов консультант поможет осознать, что Вам нужно на самом деле. Он поможет взглянуть в ту сторону, в которую еще Вы не смотрели, и увидеть «слепые пятна». Он поможет Вам открыть новые возможные пути решения, проанализировав их положительные и отрицательные моменты, увидеть перспективу и осознать, какое решение Вам ближе всего.

Среди самых значимых результатов совместной работы клиента и коуча важно обозначить следующие:

  • Прояснение текущей ситуации
  • Осознание и формулирование личных целей
  • Формулирование плана действий и расстановка приоритетов
  • Осознание ресурсов и возможностей для реализации плана
  • Выявление сдерживающих факторов и ограничивающих убеждений
  • Повышение самооценки
  • Достижение максимально возможных результатов в оптимизации баланса личной жизни и профессиональной деятельности.

Но самый главный результат: решение, которое Вы примете сердцем и которому будете следовать с радостью и удовольствием!

Тримаскина Ирина

Коуч-консультант, бизнес-тренер.

Адрес: 109451, г. Москва, ул. Братиславская, д. 15, к. 1, к. 169. Тел.: 8 (495) 518-57-42, 8 (926) 312-96-53. E-mail: trener@t-profy.ru

©2024 ЦПБ «ТренерПРОФИ»